Родители часто слышат рекомендации, что для развития речи ребёнку необходимы логопед и дефектолог. И не всегда понятно, что будет делать каждый из них.

Логопед – это специалист, исправляющий речевые нарушения у детей. Он ставит звуки, исправляет произношение. А если необходимо, работает и с более серьезными нарушениями: общее недоразвитие всех сторон речи, задержка психического развития.

Однако просто овладеть речью бывает недостаточно. Ребёнку с нарушениями речевого развития сложнее обучаться. Из-за того, что он не совсем точно понимает и использует речь, может страдать развитие высших психических функций: внимание, память, мышление. В таком случае к работе подключается дефектолог.

Если логопед развивает речь и учит ею пользоваться, то дефектолог помогает ребёнку восполнить «пробелы» в развитии, которые вызваны речевыми нарушениями. Он подбирает методы, с помощью которых ребёнок может обучаться максимально эффективно.

Кроме того, речевые нарушения часто идут рука об руку с другими отклонениями в развитии. Специализация логопеда – речь, а дефектолог работает с широким спектром проблем.

В последние годы вместо термина «дефектолог» используют «коррекционный педагог». Это отражает суть его работы – коррекция нарушений развития ребёнка или их компенсация.

И логопед, и дефектолог, и психолог работают со всесторонним развитием ребёнка и в некоторых случаях могут «заменять» друг друга. Например, психолог может запускать речь, а логопед – восполнять «пробелы» в развитии ребёнка. Но гораздо эффективнее, когда они работают вместе, корректируя проблемы в комплексе.

Автор: дефектолог, коррекционный педагог, телесно-ориентированный терапевт и специалист по трудностям в обучении Александра Николаевна Смирнова, Межрегиональная ассоциация практических психологов и телесно-ориентированных терапевтов под руководством А.О. Ксенофонтовой

Поделиться