Многие молодые родители до сих пор думают, что младенцы должны развиваться в своём собственном темпе, они не должны делать то, к чему они еще не готовы. Грудные дети должны научиться переворачиваться своими собственными силами, без каких-либо «полезных» подталкиваний. Малыши не должны выдерживать свой вес до того, как смогут стоять или ходить самостоятельно. Крохи не могут быть приучены к горшку, прежде чем они будут готовы к этому.

Подобное мышление можно проследить до начала 1900-х годов, когда специалисты были убеждены, что наши гены определяют кто мы и что развитие ребенка происходило независимо от стимуляции, которой подвергается ребенок. Считалось, что ускорять развитие вредно, потому что развитие будет и должно происходить естественным путем.
Одри ван дер Меера, нейрофизиолог, профессора Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU)

Ранняя стимуляция в виде занятий детской гимнастикой и раннее приучение к горшку играют центральную роль в Азии и Африке. Старая теория развития также контрастирует с современными исследованиями мозга, которые доказывают, что ранняя стимуляция способствует развитию мозга даже у самых маленьких среди нас.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛА И ЧУВСТВ

Ван дер Меер — профессор нейропсихологии и в течение многих лет использует продвинутую технологию ЭЭГ для того, чтобы изучать активность мозга сотен младенцев. Результаты показывают, что нейроны в мозге маленьких детей быстро увеличиваются как в количестве, так и в дифференциации по мере того, как ребенок осваивает новые навыки и становится более подвижным. Нейроны у очень маленьких детей формируют до тысячи новых соединений в секунду.

Исследования Ван дер Меера также доказывают, что развитие нашего мозга, сенсорной чувствительности и двигательных навыков происходит синхронно. Она считает, что даже самые маленькие дети должны испытывать определенную нагрузку и стимуляцию с самого рождения в соответствии с их уровнем. Им нужно задействовать все свое тело и чувства, исследуя мир вокруг них и различные материалы, как в помещении, так и снаружи, и в любую погоду. Она подчеркивает, что опыт должен быть самопродуцируемым; недостаточно того, чтобы детей просто носили или катали в коляске.

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СИНАПСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ИСЧЕЗАЮТ

Многие люди считают, что детям до трех лет нужны только объятия и подгузники, но исследования показывают, что у крыс, выращенных в клетках, меньше дендритных ветвей в мозге, чем у крыс, выращенных в среде с лесенками, домиками и туннелями. Исследования также доказывают, что дети, рожденные в культурах, где ранняя стимуляция считается важной составляющей, развиваются раньше, чем западные дети.
Одри ван дер Меера, нейрофизиолог, профессора Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU)

Она добавляет, что мозг маленьких детей очень податлив и поэтому может адаптироваться к тому, что происходит вокруг них. Если новые синапсы, которые формируются в мозге, не используются, они исчезают по мере взросления ребенка, и мозг теряет часть своей пластичности.

Ван дер Меер упоминает тот факт, что китайские младенцы слышат разницу между звуками «R» и «L», когда им четыре месяца, но не когда они становятся старше. Поскольку китайским детям не нужно различать эти звуки, чтобы выучить свой родной язык, синапсы мозга, которые несут эти знания, исчезают, если они не используются.

УТРАЧИВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ

По словам Ван дер Меер, на самом деле младенцам удается различать звуки любого языка мире, когда им четыре месяца, но к тому моменту, когда им исполняется восемь месяцев, они теряют эту способность.

В 1970-х годах считалось, что дети могут выучить надлежащим образом только один язык. Иностранным родителям было рекомендовано не говорить со своими детьми на родном языке, поскольку это могло препятствовать развитию языка ребенка. Сегодня мы думаем совершенно иначе, и есть примеры детей, которые свободно говорят на трех, четырех или пяти языках, не страдая от языковой путаницы или запинок.

Исследования мозга показывают, что в данных случаях область в головном мозге, отвечающая за родной язык, активируется, когда дети говорят на нескольких языках. Если мы изучаем иностранный язык после семи лет, используются другие области мозга, когда мы говорим на этом языке. Важно, чтобы дети учили языки, взаимодействуя с реальными людьми. Исследования доказывают, что дети не учат язык, наблюдая за тем, как кто-то говорит на экране, это должны быть реальные люди, которые будут говорить с ими на языке.
Одри ван дер Меера, нейрофизиолог, профессора Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU)

РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО С ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ

Поскольку многое в мозге происходит в первые годы жизни, Ван дер Меер заявляет, что легче улучшать обучение и предотвращать проблемы, когда дети очень маленькие.

Термин «раннее вмешательство» продолжает появляться в дискуссиях о детских садах и школах, преподавании и обучении. Раннее вмешательство заключается в том, чтобы оказать помощь детям как можно раньше, создав условия для того, чтобы как можно больше детей преуспели в своем образовании и во взрослом возрасте — именно потому, что мозг обладает наибольшей способностью меняться под влиянием окружающих условий в раннем возрасте.

Когда я говорю о раннем вмешательстве, я имею в виду не шестилетних, а детей младшего возраста от новорожденных до трех лет. Сегодня 98% норвежских детей посещают детские сады, поэтому качество времени, которое дети там проводят, особенно важно. Я считаю, что детский сад должен быть больше, чем просто местом, где оставляют детей — это должна быть обучающая арена — и под этим я подразумеваю, что игра — это обучение.
Одри ван дер Меера, нейрофизиолог, профессора Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU)

СЛИШКОМ МНОГО НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕРСОНАЛА

Профессор добавляет, что двухлетний ребенок может легко научиться читать или плавать, пока у ребенка есть доступ к буквам или воде. Тем не менее, она не хочет, чтобы детский сад был дошкольным учреждением, а скорее он должен быть местом, где дети могут приобретать различный жизненный опыт через игру.

Это касается как здоровых детей, так и детей с различными проблемами. Когда дело доходит до детей с проблемами опорно-двигательного аппарата или с нарушениями зрения и слуха, мы действительно должны работать так, чтобы приблизить к ним мир. Годовалые дети не могут нести ответственность за свое собственное обучение, поэтому забота об этом ложится на взрослых. Сегодня неквалифицированный временный персонал, как правило, распределяется по комнатам для грудных детей и детей ясельного возраста, потому что с самыми маленькими детьми это «менее опасно», так как им нужны только объятия и подгузники. Я считаю, что все дети заслуживают учителей, которые понимают, как работает мозг у маленьких детей. На сегодняшний день Норвегия является единственной из 25 опрошенных стран ОЭСР, где воспитатели детских садов не составляют 50% персонала детских садов.

БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ

Ларс Эдди — специалист по физиотерапии в педиатрии в Госпитале им. Святого Олафа и исследователь на кафедре лабораторной медицины, детского и женского здоровья НТЕТН. Он работает с маленькими детьми, у которых есть особые потребности, как в своей клинической практике, так и в исследованиях. Он считает, что важно, чтобы все дети получали должную стимуляцию и возможность исследовать мир, но это особенно важно для детей, которые имеют особые проблемы. Он отмечает, что всё большая доля детей, которые в настоящее время появляются на свет в Норвегии, имеет особые нужды.

Это связано с быстрым развитием медицинских технологий, которые позволяют нам спасать гораздо больше детей — таких как глубоко недоношенных детей и младенцев, которые болеют раком. Эти дети умерли бы 50 лет назад, а сегодня они выживают, но часто с последующими осложнениями.
Ларс Эдди — специалист по физиотерапии в педиатрии в Госпитале им. Святого Олафа

НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЛУЧШЕЕ ЛЕЧЕНИЕ

Эдди заявляет, что новое понимание развития мозга, которое было установлено с 1970-х годов, предоставило таким детям гораздо лучшие способы лечения и ухода.

Например, сведения о том, что некоторые синапсы в мозге укрепляются, в то время как другие исчезают, привело к пониманию того, что мы должны работать над тем, в чем мы хотим быть способными — как, например, ходьба. Согласно старому мышлению любое общее движение обеспечивало бы хорошую общую двигательную функцию.

Младенцы, родившиеся в Госпитале им. Св. Олафа раньше срока, в раннем возрасте находятся под наблюдением междисциплинарной группы специалистов в госпитале и муниципального врача-физиотерапевта. Персонал детского сада, который ребенок посещает, проходит обучение тому, как именно для этого ребенка должны производиться стимуляция и развитие на соответствующем уровне. Подобное наблюдение позволяет ребенку с задержкой развития быстро наверстать упущенное, поэтому соответствующие меры могут вводиться раньше, пока мозг ребенка еще очень пластичен.

Например, у ребенка может быть небольшая черепно-мозговая травма, которая стала причиной того, что он использует свои руки по-разному. Теперь мы знаем, что связи мозга, которые управляют этой рукой, становятся слабее, когда она используется меньше, что усиливает снижение функционирования.

Тогда родителей могут попросить надеть носок на «хорошую» руку, когда их ребенок играет с помощью рук. Затем ребенок получает стимуляцию, и перед мозгом ставится задача начать использовать другую руку.
Ларс Эдди — специалист по физиотерапии в педиатрии в Госпитале им. Святого Олафа

НЕ СТОИТ ВСЕГДА СПЕШИТЬ С РАЗВИТИЕМ

Эдди подчеркивает, что не всегда целесообразно ускорять развитие детей с особыми нуждами, которые изначально испытывают проблемы со своими моторными навыками.

Годовалый ребенок, который учится ходить впервые, должен научиться находить равновесие. Если ребенку помочь встать, он в конце концов научится стоять, но прежде, чем он научится снова садиться. Если ребенок потеряет равновесие, он упадет, как тяжелый мешок, что может быть как страшно, так и контрпродуктивно.

В этой ситуации «мы могли бы попросить родителей вместо этого помочь своему ребенку встать на колени, пока он держится за что-нибудь. Тогда ребенок научится самостоятельно вставать. Если ребенок упадет, он согнет ноги и упадет на попу. Здоровые дети сами это понимают, но дети с особыми проблемами не обязательно это делают». — Говорит Эдди.

Источник: www.news-medical.net
Перевод: А.Д. Рубанович, Центр развития и коррекции речи «ЛогоИмпульс»

Поделиться