На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, который позволяет слышать и понимать речь.
Надо понимать, что это происходит не одномоментно, это комплексный процесс восстановления, и нет возможности оценить эффективность проведения операции сразу же.
Главными направлениями коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации являются:
- формирование и развитие слухового восприятия,
- формирование и развитие устной речи.
Принято выделять следующие периоды слухоречевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом (КИ):
- начальный (развитие у ребенка начального интереса к звукам);
- основной (формирование способности анализировать звуки и речь как звуковые сигналы, далее – накопление пассивного и активного словаря, развитие и формирование грамматической системы языка);
- языковой (развитие системы родного языка, слухового восприятия грамматической стороны речи, улучшение восприятия звуков и речи, даже не обращенных к ребенку);
- период развития связной речи и понимания сложных текстов (накопление словарного запаса, развитие общих представлений об окружающем мире, ребенок может пересказать текст, описать какие-либо события, может общаться с разными людьми).
Чтобы научить ребенка воспринимать, различать и распознавать звуки, понимать их и использовать требуется совместная кропотливая работа с логопедом, психологом, сурдопедагогом, аудиологом, неврологом и, конечно же, родителями.