Что такое артикуляционная гимнастика и почему она так необходима в развитии речи детей?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, челюсти). Правильное произнесение звуков в речевом потоке возможно благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано?

Всем! Детям 2-4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5-7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять: чем раньше Вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи исправить будет сложнее.

Для малышей к проведению артикуляционной гимнастики можно подойти творчески, эмоционально, в игровой форме с применением фруктов, сушек, сладкой соломки, печенья и т.д. Например, облизывая дольку апельсина по кругу, удерживать соломку губами или удержать на вытянутом язычке.

Подобрать наиболее эффективные упражнения для отработки Вам помогут рекомендации логопеда.

Автор: логопед Екатерина Сергеевна Морозова, Центр развития и коррекции речи «ЛогоИмпульс»

Поделиться